background image

б)  прибавить  к  каждой  из  меньших  групп  один  результат,  равный 

среднему  из  оставшихся  в  этой  группе  результатов,  но  в  дальнейших 
расчетах  число  степеней  свободы,  относящихся  к  данной  группе,  должно 
считаться на единицу меньшим. 

Выбор способа выравнивания численности в группах зависит, главным 

образом, от числа групп, в которых образовались пробелы. 

Эти процедуры можно применять и при различии в численности групп 

на 2 – 3 или большее число единиц, но это всегда менее желательно, так как 
снижает  точность  и  надежность  окончательных  выводов  по  результатам 
испытания. Сравнение стандартного образца и испытуемого препарата (ИП), 
то  есть  проверка  того,  одинаковы  ли  их  биологические  активности, 
производится при помощи критерия Стьюдента: 

𝑡

набл

.

|

𝑥

1

��� −

 

𝑥

2

���

|

�𝑠

1

2

𝑓

1

𝑠

2

2

𝑓

2

𝑓

1

𝑓

2

𝑛

1

𝑛

2

𝑛

1

𝑛

2

,

где

 

𝑓

=  

𝑛

𝑖

1;

 

𝑡

критич

.

= 1,958788 +

2,429953

𝑓

+

2,189891

𝑓

2

+

4,630189

𝑓

3

+

1,398179

𝑓

9

 

при

 f = 

𝑛

1

 

𝑛

2

 – 

16 и 

P =

 95 %. 

П р и м е р   2. Опыт, описанный в примере 1, был повторен на другой группе из 7 

мышей, но за 15 мин до введения гексенала вводили (также внутрибрюшинно) акрихин в 
дозе 150 мг/кг. Длительность наркоза 

i

y

 оказалась (в минутах): 75; 78; 114; 110; 93; 100; 

87.  Требуется  выяснить,  влияет  ли  предварительное  введение  акрихина  на  действие 

гексенала.  Расчет  по  вышеуказанным  формулам  дает: 

y

1

  =  93,9  мин;   

s

1

2

  =  226,48, 

s

1

  = 

15,05, 

f

1

 = 6, 

f

общ.

 = 12, 

t

набл.

 = 4,23, 

t

критич.

(0,05;12) = 2,18. Из этого можно заключить, что 

вероятность того, что акрихин влияет на действие гексенала, превышает 95 %. 

Примечание.  Если 

  превышает  критическое  значение  критерия  Фишера 

(приложение, табл. III), то для вычисления наблюдаемого значения критерия Стьюдента 

следует применять формулу: 

Вычисленное значение 

t

набл.

 сравнивают с 

t

критич.

, как указано выше (число степеней 

свободы 

f

 округляют до целого числа). Критическое значение критерия Стьюдента можно 

также найти в приложении (табл. II). 

При сравнении биологических активностей вероятность различия 95 % 

может  считаться  приемлемой.  Но,  если,  например,  решается  вопрос  об 

 

2

2

2

1

s

s

 

(

)





+

+

+

+

=

+

=

4

2

4

1

2

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

набл.

5

,

0

2

  

при

 

s

s

s

s

n

n

f

n

s

n

s

x

x

t

Предыдущая <  | 323  | > Следующая  | Главная  | pharma-14@mail.ru |  pharmacopeia.ru