б) прибавить к каждой из меньших групп один результат, равный
среднему из оставшихся в этой группе результатов, но в дальнейших
расчетах число степеней свободы, относящихся к данной группе, должно
считаться на единицу меньшим.
Выбор способа выравнивания численности в группах зависит, главным
образом, от числа групп, в которых образовались пробелы.
Эти процедуры можно применять и при различии в численности групп
на 2 – 3 или большее число единиц, но это всегда менее желательно, так как
снижает точность и надежность окончательных выводов по результатам
испытания. Сравнение стандартного образца и испытуемого препарата (ИП),
то есть проверка того, одинаковы ли их биологические активности,
производится при помощи критерия Стьюдента:
𝑡
набл
.
=
|
𝑥
1
��� −
𝑥
2
���
|
�𝑠
1
2
𝑓
1
+
𝑠
2
2
𝑓
2
𝑓
1
+
𝑓
2
�
𝑛
1
𝑛
2
𝑛
1
+
𝑛
2
,
где
𝑓
=
𝑛
𝑖
−
1;
𝑡
критич
.
= 1,958788 +
2,429953
𝑓
+
2,189891
𝑓
2
+
4,630189
𝑓
3
+
1,398179
𝑓
9
,
при
f =
𝑛
1
+
𝑛
2
–
2
=
16 и
P =
95 %.
П р и м е р 2. Опыт, описанный в примере 1, был повторен на другой группе из 7
мышей, но за 15 мин до введения гексенала вводили (также внутрибрюшинно) акрихин в
дозе 150 мг/кг. Длительность наркоза
i
y
оказалась (в минутах): 75; 78; 114; 110; 93; 100;
87. Требуется выяснить, влияет ли предварительное введение акрихина на действие
гексенала. Расчет по вышеуказанным формулам дает:
y
1
= 93,9 мин;
s
1
2
= 226,48,
s
1
=
15,05,
f
1
= 6,
f
общ.
= 12,
t
набл.
= 4,23,
t
критич.
(0,05;12) = 2,18. Из этого можно заключить, что
вероятность того, что акрихин влияет на действие гексенала, превышает 95 %.
Примечание. Если
превышает критическое значение критерия Фишера
(приложение, табл. III), то для вычисления наблюдаемого значения критерия Стьюдента
следует применять формулу:
.
Вычисленное значение
t
набл.
сравнивают с
t
критич.
, как указано выше (число степеней
свободы
f
округляют до целого числа). Критическое значение критерия Стьюдента можно
также найти в приложении (табл. II).
При сравнении биологических активностей вероятность различия 95 %
может считаться приемлемой. Но, если, например, решается вопрос об
2
2
2
1
s
s
(
)
+
+
+
−
+
=
+
−
=
4
2
4
1
2
2
2
1
2
1
2
2
2
1
2
1
2
1
набл.
5
,
0
2
при
s
s
s
s
n
n
f
n
s
n
s
x
x
t
Предыдущая < | 323 | > Следующая | Главная | pharma-14@mail.ru | pharmacopeia.ru